август 2014

Онежский полуостров

Рассказ о походе по Русскому Северу
Деревни, стоящие на песчаных дюнах, полярный день, приливы и отливы Белого моря, необычная природа севера — все это стало моим вдохновением для первого самостоятельного похода.
14 дней

длилось наше путешествие
220 км

прошли пешком
80 км

прошли на лодках
Поход по берегу Онежского полуострова был частью большого летнего путешествия на Русский Север. До момента, когда я начал готовить маршрут, я даже не знал о существовании Онежского полуострова. Это было случайным открытием в процессе изучения карты. Большинство деревень полуострова стоят на берегу, в центре Онежского — болота, тайга и медведи. Места, в общем, довольно глухие, несмотря на ближайшее соседство с Архангельском.

Западный берег полуострова называется Онежским, а восточный — Летним. Берега эти разные и по характеру природы и по характеру деревень. Онежский берег кажется гораздо глуше, людей там меньше, добраться сложнее.

Лес вплотную подходит к морю, и на ручьях периодически встречаются тони — рыбацкие избы, в которых можно заночевать.

Летний берег — это песчаные дюны, местами покрытые ковром из костяники. Лес довольно далеко отходит от моря. На летнем берегу больше деревень, часто встречаются рыболовецкие артели. Люди показались нам здесь отзывчивыми и добрыми. Нас несколько раз подвозили на лодках, кормили и предлагали ночлег.

Деревни Летнего берега кажутся поначалу декорациями к фантастическому фильму. Серебристые деревянные дома стоят прямо на песке, располагаясь довольно хаотично. То тут, то там встречаются ржавые останки непонятной техники. Почти все деревни стоят на реках, которые не спеша впадают в море, и соленая морская вода смешивается с речной.
Карта маршрута
Мы решили обходить полуостров по часовой стрелке — начать в Кянде и финишировать в Северодвинске. План был прост: проходить по 20 км в день по берегу, на весь путь было заложено 14 дней. Последний отрезок пути — от Яреньги до Северодвинска — планировалось преодолеть на пароме и попутках.

Из возможных проблем, с которыми мы могли столкнуться, были медведи и нехватка пресной воды. К счастью, медведи нас не съели, а вода была, хотя один раз нам все-таки пришлось пить солоноватый чай.

С погодой нам сказочно повезло — было очень тепло и сухо, мы сильно загорели и даже купались в Белом море. Но это было скорее исключением из правил, обычно погода в тех краях не балует. Еду мы брали на все время похода, не рассчитывая на населенные пункты, хотя в последствие заглядывали в местные магазины, где покупали свежий хлеб и вино.

Самыми тяжелыми были первые 2 дня похода, особенно путь от деревни Нижмозеро до Пурнемы, пролегавший по болоту. Несмотря на накомарники, комары и мошка доставали порой очень сильно. Впервые в жизни увидели и попробовали морошку — северную ягоду, похожую внешне на малину. И поели черники на славу. Конец похода отметили бутылкой шампанского на пароме до Луды.
Приливно-отливная полоса у деревни Пурнема
1 день | 90 км автобус + 15 км
станция Вонгуда – г. Онега – дер. Кянда – озеро Кяндское

Когда приехали в Кянду, меня накрыло чувство дикого восторга от того, что всё начинается по-настоящему, что маршрут, который до этого был только линией на карте, станет для нас настоящим приключением. Погода стояла отличная, и хотя был уже вечер, мы решили стартовать и пройти хотя бы часть пути, намеченного на сегодня. Как только свернули на зимник в сторону Нижмозера, пришлось надеть накомарники — сто тысяч лютых комаров.

Дорога была укатанная и сухая, она петляла по лесу, периодически огибая маленькие озера. Около часа ночи мы подошли к южной оконечности Кяндского озера. Из-за полярного дня было светло, и можно было бы идти дальше, но мы решили разбить лагерь, так как устали и не хотели сильно сбивать режим дня. Палатку поставили прямо на обочине. Спустились к озеру, искупались.
2 день | 27 км
Кяндское озеро – дер. Нижмозеро – болото

Утром моросило, и мы решили переждать дождик в палатке. В Нижмозеро пришли к обеду. Деревня кажется совершенно изолированной от внешнего мира. Нет ни магазинов, ни дорог, ни других привычных благ цивилизации, только домики стоят вдоль реки и на склонах холмов. Добираются туда на лодках по реке Черной из соседнего поселка, машины оставляют там. У каждого дома свой причал и лодка. Река тут как главная улица, берег в осоке, и кажется, что река растекается по траве. Повсюду царит какая-то необыкновенная тишина. Бродили по деревне, обедали на причале и отправились в путь.

Во второй половине дня распогодилось, но зато скоро началось болото. В некоторых местах нога проваливалась чуть не по колено в жижу. Маша явно была под впечатлением от такой дороги, но держалась молодцом. Я сочинял на ходу болотный блюз, чтобы её приободрить. Вдоль дороги росло огромное количество черники и морошки. Делали привалы, и отбиваясь от комаров, горстями уплетали ягоды. Было уже за полночь, а болото всё никак не кончалось, и негде было остановиться на ночь. Как только мы ступили на твердую почву, обессиленные и вымокшие, мы поставили палатку прямо на дороге. За неимением лучшего, воду на ужин брали прямо из лужи на обочине. Нелегкий выдался день.
Деревня Нижмозеро
3 день | 10 км пешком + 10 км на лодке
болото – дер. Пурнема – изба

Пройдя километра три от нашей стоянки, вышли к реке Вейге. Через реку перекинут добротный деревянный мост. Мы помылись и почистили обувь, немного отдохнули после болота. Дальше шла отличная песчаная дорога, и настроение наше улучшилось.

Часам к трем вышли к окраине Пурнемы. Потрясающий вид на берег Унской губы: во время отлива полоса морского дна в этом месте обнажается на несколько сотен метров. Приливы в Белом море мощнейшие — перепад воды по высоте может достигать семи метров. В течение суток вода прибывает и убывает дважды. Самая высокая вода в конце июля, утром и вечером в районе десяти часов. На высоком берегу сидели парни и играли в шашки.

Пурнема оказалась большой деревней со своим аэропортом, несколькими магазинами и шатровой деревянной церковью. Яркие изумрудные, бирюзовые и лимонные выкраски на выгоревшем дереве. Купили свежего хлеба и вина в магазе и устроили знатный обед на берегу. После обеда Дима решил немного вздремнуть, а мы с Машей отправились гулять по деревне.

Познакомились с Борисом Николаевичем – местным жителем. Он показал нам свой дом, рассказал про Пурнему, про здешние места. Как раз когда мы уходили, к нему пришел знакомый — Михаил. Он предложил подвести нас на лодке до избы за Глубоким мысом, где хорошая ночевка с родником. Дима был на седьмом небе от счастья, когда узнал, что сможем спать в домике. Дима обожает спать в домах и топить печи. Если в избушке есть печь, Дима непременно её натопит, даже если на улице +25. Ещё Дима виртуозно разводит костры. На сей раз мы все были счастливы от того, что можно было остаться на ночь в избе и просушить одежду и обувь.
Церковь Николая Чудотворца в Пурнеме и мост через Вейгу
4 день | 17 км
изба – дер. Лямца

Утром нас охватила эйфория — ботинки и одежда за ночь просохли, погода стояла чудесная. Дорога впервые вышла на песчаный берег Белого моря. Нас ждало новое открытие — няша. Это такая вязкая субстанция, которая покрывает морское дно вдоль берега и обнажается в отлив, когда вода уходит. Она похожа на ил и здорово затягивает ногу. Срезать путь по няше — не самый разумный вариант. Лучше всего идти по твердому влажному песку.

Летом все перемещения между деревнями осуществляют как раз по берегу во время отлива. Пока мы обедали на ручье, мимо нас проехал трактор с цистерной. А позже мы встретили телегу, на которой ехали отец с сыном, чрезвычайно друг на друга похожие. Первое, что спросил нас отец, было: «Есть чё выпить?». Когда я сказал, что ничего нет, он сказал: «А попить?». Дали им попить воды и отправились дальше.

К вечеру вошли в Лямцу. Деревня стоит на высоком берегу и разделена на две части рекой. Все реки Онежского полуострова, которые мы встречали, перед тем, как влиться в море, делают какой-то финальный маневр, как парапланерист перед посадкой. Этот последний зигзаг образует, как правило, песчаную косу. В Лямце такая коса тоже есть. Во время прилива морская вода смешивается с пресной и заходит высоко по руслу. Мы пришли во время высокой воды, и для того, чтобы перейти на другой берег, нужно было искать брод, так как моста в деревне нет. На нашей стороне стояли хозяйственные постройки — сараи рыболовецких артелей, а вся жилая часть деревни была на другом берегу реки. Мы решили бродить реку с утра, а лагерь поставили неподалеку от сараев. Дима натаскал каких-то коряг, камней, пней и обустроил нам отличное место у костра. Вечер просто шикарен.
5 день | 18 км
дер. Лямца – рыболовецкий стан на реке Палова

Первое, что мы увидели, вылезая из палатки — табун лошадей на песчаной косе. После завтрака перебродили реку и вышли в деревню. В Лямце есть магазин, почта, телефон. Счастливые, мы купили сладостей, позвонили родителям, поболтали с местными и двинулись дальше. Вдоль берега периодически встречались тони — рыбацкие избы. На Онежском берегу они все открыты, можно останавливаться на ночь. Около 16:00 была самая низкая вода.

К девяти пришли к рыболовецкому стану. Никого не было, но изба была неплохо обустроена, рядом стояли хозяйственные постройки, большой стол со скамьями. Неподалеку нашли родник. Погода весь день была прекрасная. Дима, естественно, отправился спать в дом, предварительно натопив печку, мы с Машей устроились в палатке неподалеку.
Деревня Лямца
6 день | 23 км
рыболовецкий стан на реке Палова – изба Ильино

Проснулись около десяти, было пасмурно. Над морем висели тяжеленные тучи. Позавтракали, собрались, но тучи начали двигаться на нас с ошеломительной скоростью. Начался дождь с грозой, вдалеке слышались раскаты грома. Море то светлело и золотилось, то темнело до густой синевы. Решили переждать непогоду в избе.

Вышли только в половину второго. На берегу много засохшей морской капусты, испускающей зловонный дух. Идти по ней не очень приятно, особенно учитывая, что периодически нога проваливается в няшу. Зато, видимо, комары и слепни морскую капусту любят — их здесь тьмущая тьма. Встречались медвежьи следы.

У ручья Каменный сделали основательный привал — пообедали и помылись. Вышли в половину седьмого вечера, вода уже была высокая. По берегу здесь идти было тяжело — много няши и высокой осоки. По пути встречались ещё избы, но теперь явно заброшенные и ветхие. Начались глубокие реки и ручьи.
Записка, которую нашли в рыболовецком стане на реке Палова:
"08.01.2014
Рыбы нет как в прошлом году. Проклятые нефтяники вытравили всю новагу. "Козлы бухие". Не знаем шо делать дальше. Где новага?"
Через первый ручей перебросили бревно. Подошли к реке Котова. Тут стояла часовенка и изба. Изба — полуразвалившаяся, ей явно давно не пользовались, а часовня в отличном состоянии, видно не так давно её подновляли. Чтобы перебродить реку, пришлось подниматься вверх по течению и искать относительно неглубокое место. Через лес и болото вернулись к морю. Скоро вышли ко второй реке. Схема с бродом повторилась. Наконец, через полтора километра, вышли к реке Ильина. Пытались перейти её в узком месте, но глубина там во время прилива, наверное, по грудь. Пошли по тропинке вверх по реке. Вышли к огромной избе Ильино с хлевом и пристройками. Она вся покосилась и обветшала. Здесь раньше был большой рыболовецкий стан. Мост рядом с избой, к сожалению, развалился, поэтому снова пришлось искать брод. Вышли к морю уже за полночь. Маша так устала, что даже отказалась ужинать, и сразу пошла в палатку. Мы с Димой приготовили ужин, но чай оказался солоноватый — тут, видимо, морская вода заходит очень высоко по руслу. Отрубились без задних ног.
7 день | 9 км
изба Ильино – Чесменский маяк

Встали в 11:00. Накрапывал дождик; мы растянули тент и стали готовить завтрак. Маша набрала черники для каши. Решили пойти по дороге до Пушлахты, обозначенной на карте, но не нашли её. Искали с Машей в бурьяне-болоте-буреломе полчаса. Возможно, заросла. Пошли по берегу в сторону Чесменского маяка. С берега маяк не видно, так как стоит он на небольшом холме посреди леса. Вышли на мыс, на котором стояли две заброшенные избушки.

Пошли с Машей на разведку в сторону маяка, ориентируясь по навигатору. Дима остался нас ждать на берегу. Мы долго продирались через чащобу на склоне холма, вымокнув до нитки от мокрых веток и травы, и наконец-то выбрались на большую поляну, на которой стояли разные сарайчики и сам маяк. Дверь в здание маяка была открыта, внутри было уютно и тепло, но никого из людей не было. Мы решили вернуться за Димой, и все вместе дождаться смотрителя. Вернувшись все вместе к маяку, мокрые и холодные, начали готовить обед.

И тут из-за домика вышел мальчик, а за ним и ещё целая компания. На маяке работает тетя Наташа и дядя Валя. К ним приехали племянники и зять погостить, и они вместе ходили за морошкой. Нас встретили очень радушно, накормили ужином, показали маяк, натопили нам печку в маленьком домике и предложили остаться на ночь. Вечером играли вместе с детьми и дядей Валей в лото. Сергей рассказывал нам разные истории про охоту и встречи с медведями. Легли мы спать совершенно счастливые.
Чесменский маяк
8 день | 16 км пешком + 36 км на лодке
Чесменский маяк – дер. Пушлахта – Орловский маяк – дер. Летняя Золотица

Утром дядя Валя рассказал нам, как идти до Пушлахты, мы попрощались со всеми, и отправились дальше. Оказалось, что от берега до маяка идет нормальная дорога, и мы вчера не дошли до неё совсем немного. В Пушлахте решили попробовать договориться с кем-нибудь, чтобы нас довезли на лодке до Летней Золотицы. Нашли двух мужиков, которые готовились кого-то везти на своем карбасе, и напросились к ним в попутчики. Нас набралось семь человек с кучей вещей в маленькой лодчонке. Карбас просел так, что борта едва поднимались над водой. У руля сидел в дупель пьяный Андрей, который очень смешно что-то бормотал, а командовал «экспедицией» Аркаша, по всей видимости, не менее пьяный, но невозмутимый, как кремень. Море было неспокойно, лодка ухала по волнам, вода переливалась через борта, и было довольно страшно. Аркаша оценил критичность ситуации, сам взялся за руль и стал править к Орловскому маяку, чтобы переждать волнения на море. Дядька-пассажир, который плыл с нами, был крайне недоволен и грозил Аркаше кулаком.

Причалили у заброшенного маяка. Было ветрено, но солнечно. Орловский маяк уже давно заброшен, но постройки неплохо сохранились. В главном доме местные пережидают непогоду, когда ходят по морю. В доме было несколько больших комнат, высокие потолки, кухня и уборная, печь. Вся мебель осталась, была даже застеленная кровать. Мужики пошли топить печь, мы пошли обследовать маяк и постройки. Чудный вечерний свет, цвет в домах выгоревший желтый, блеклая бирюза. В девять ветер стих и мы вышли в море. За два часа добрались до Летней Золотицы. Было уже поздно, мы продрогли, устали, и поэтому решили спросить про ночлег в деревне. Аркаша сказал, чтобы мы не переживали, и что всё устроит. Скоро за нами приехал грузовик, мы погрузились и ухая по ухабам поехали вглубь деревни. Нас приютил Николай Аркашин приятель. Угощал кофе, сгущенкой и водкой. День супер насыщен впечатлениями.
9 день | 17 км
дер. Летняя Золотица – мыс Лапахта – мыс Лопалахта

Оставив рюкзаки у Николая, мы пошли гулять по деревне. Летняя Золотица оказалась самой крупной из всех встреченных до этого деревень и совсем на них не похожей. Она вся стоит на песке, вытянувшись вдоль узкого залива. Главное место в деревне, судя по всему, пристань. Здесь хаотично разбросаны ржавые останки кораблей, похожие на скелеты китов, и большие деревянные сараи. Местные гоняют на мотиках. Вдоль залива выстроилась линия лодочных гаражей. Чуть на отшибе стоит здание аэропорта — небольшой деревянный дом.

От Летней Золотицы начинается Летний берег, совсем иной по характеру, нежели Онежский. Для него характерны песчаные дюны, обилие костяники и куча рыбацких тонь. Мы вышли из деревни около 15:00 по дороге на Летний Наволок. Дорога песчаная, рыхлая. Идти было не так просто. Пройдя 12 километров, остановились обедать на мысу Лапахта. Тони здесь оказались закрыты, зато был большой стол. С моря дул сильный ветер, такой, что без камней тарелки с железным лязгом уносило со стола, но было солнечно и тепло. Мы отлично пообедали с вином, собрались.

Затем дошли до мыса Лопалахта. Здесь тоже стоят тони. Все, кроме одной, закрыты. Заглянул в последнюю, а там — ба! — лежит огромный, богатырского вида мужчина, с широченной бородищей и львиной гривой. Я поприветствовал его, рассказал о нас и ретировался. На мысу было очень ветрено, мы поставили палатку ближе к дороге. Чуть попозже мужчина вышел, поздоровался с нами, и сказал, что отдыхает здесь от деревенской суеты.
10 день | 23 км
мыс Лопалахта – мыс Ухтнаволок – дер. Летний Наволок

К 14:00 мы вышли к мысу Ухтнаволок. Вдалеке был виден остров Жижгинский, по морю ходили парусные яхты. Было солнечно и тепло. Мыс очень красивый — весь покрыт ковром костяники, на котором стоят серебристые избы. Немного не доходя до реки Кега, зашли в избу, где отдыхала целая компания: двое мужчин, женщина и девочка. Взяли у них воды, немного отошли от избы и пообедали.

Дальше, до Летнего Наволока, шли по хорошей песчаной дороге, которая идет по лесу вдоль берега. Прошли около десяти километров и уперлись в развилку. Взяли левее, и вскоре пришли в военную часть. Вдоль лесных дорог стояли фонари. Увидели потрясающей красоты ржавый экскаватор, который торчал из песчаного кювета. И тут нас окликнул какой-то мужчина с маленьким сыном. Это оказался начальник военной части. Он пожурил нас за то, что ходим по территории военной части (хотя она не огорожена, да и как мы вообще могли знать, что она существует), но потом предложил сходить в баню.

Совершенно повергло в замешательство его предложение заранее позвонить в военную часть, где нам могли бы приготовили комнату для ночлега. Что это, Карл? «Здравствуйте, это военная часть? Мы бы хотели остановиться у вас на пару ночей». Сюрреализм какой-то. Вообще, мужик он оказался хороший — предложил довезти наши вещи до деревни, дал нам карточку для таксофона. Ещё он удивлялся, что мы не боимся медведей и что у нас с собой нет никакого оружия. Деревня казалась совершенно необитаемой. У самого моря стоял огромный деревянный стол. Поужинали с видом на Белое море, легли спать в палатке тут же, на берегу.
Мыс Ухтнаволок
11 день | 13 км + 12 км на лодке
дер. Летний Наволок – река Усть Яреньга – изба Межа

Встали рано, сходили на мыс посмотреть останки маяка — железную вышку. Мы с Машей готовили завтрак. Выложили все составляющие на траву рядом с рюкзаками. Рядом крутилась какая-то собака. Всё приготовили, позвали Диму. Съели кашу, настала пора конфет, а их нет. Искали их тут и там, но нигде не нашли. Дима вдруг надулся и говорит: «Я никуда не пойду, пока вы не отдадите конфеты»! Мы ему говорим, что конфеты мы не прятали, может собака утащила. Он пуще прежнего разобиделся, говорит, что мы его за дурака держим, сами небось всё съели с утра пораньше, а ему лапшу на уши вешаем. Ну мы пытались его убедить, что не разыгрываем его, но он никак не верит. Мы, конечно, развеселились очень и пошли мыть посуду к колодцу. Дима остался обиженный сидеть на берегу.

В деревне очень много заброшенных домов. Кажется, что людей тут почти нет. У колодца встретили Ольгу. Ольга и её муж Юрий Артемьевич приезжают в Летний Наволок на лето. Мы спросили их, можно ли добраться до Лопшеньги на лодке (понравилось нам кататься на лодках), на что Юрий Артемьевич сказал, что поедет проверять сети и может нас немного подбросить.

Ещё встретили дедушку — Валентина Алексеевича. Он произвёл на нас очень приятное впечатление: был собранным, интеллигентным и внимательным, несмотря на свой преклонный возраст. Валентин Алексеевич рассказал, что работал сорок лет на Севмаше (заводе в Северодвинске), родом он из этой деревни, но сейчас приезжает только на лето, а зимой живет в Северодвинске. Ещё он сказал, что та собака, которая крутилась вокруг нас утром, частенько у всех подворовывает, так что наши конфеты запросто могла утащить.

До отплытия было еще время, и мы пошли гулять по деревне. В Летнем Наволоке много иван-чая, а все улицы заросли травой, поэтому здесь совсем другой цвет, нежели в Летней Золотице: много фиолетового и зеленого. На фоне разнотравья стоят покосившиеся светлые избы, будто вросшие в землю. Ещё по всей деревне разбросаны ржавые бочки из под солярки и остатки старой военной техники. Раньше военная часть базировалась прямо в деревне, и после себя военные оставили кучу металлолома. На окраине деревни есть старое кладбище. Из песка торчат синие деревянные обелиски с маленькими крестами, оград никаких нет в помине.
В час мы вышли на лодке в море. Прокатились с ветерком, и скоро уже добрались до Усть-Яреньги. Юрий Артемьевич оказался чрезвычайно жизнелюбивым и веселым. По дороге он напевал про Колю-Николая. Местечко, куда он нас привез, оказалось весьма недурным. Стол на берегу, на речке — землянка, служившая баней. Мы пообедали, постирались, искупались и помылись и свежие и помолодевшие отправились дальше в сторону Лопшеньги. На ночь мы остановились у избы Межа. Там, на самом деле, две избы, одна из них была открыта. Дима пошел топить печку. Скоро вся изба была в чаду. Дима недоумевал, почему дым никак не уходит через трубу. Оказалось, что была вторая заслонка, которую мы не увидел сразу. Долго сидели у костра. Земляничный закатный свет.
12 день | 15 км
изба Межа – дер. Лопшеньга

Встали около 8:00 — солнце нагрело палатку. Разобрали найденные сокровища, половину камней оставили. Взвесили рюкзаки — 15, 14 и 12 кг против стартовых 24, 23 и 21 кг. Жить стало лучше, жить стало веселее. Двинулись дальше к Лопшеньге, осталось 13 км.

Обогнули широкий мыс. По дороге встречались звучные избы: Воронья, Кулачиха, Карга, несколько безымянных, большинство заперто. Почти у каждой избы рядом сарай, тубзик, уличная печь, стол, скамьи. Лесная дорога полна песка, идем босиком.

За пять километров до Лопшеньги встретили пастуха и стадо коров, с ними подошли к поселку. В деревне неожиданно встретили густо накрашенную девицу в миниюбке, для нас, диких, она была как с обложки. Девушка шла на деревенскую свадьбу и заодно рассказала расписание магазинов, весьма прихотливое.

Лопшеньга — деревня большая, однообразная, за деревней холмы с рулетиками сена. С холма видна вся деревня: три улицы параллельно сходят к морю, новая сине-желтая церковь, тьма огородов, почти у каждого в огороде колодец.

Устроились на обед за клубом, мелкие местные здорово нас задирали, взрослые сочувственно слушали наш путь, один даже принес красной свежесоленой рыбы.

Обошли Лопшеньгу, за закрытой столяркой у реки нашли место для ночевки. Вечером выпили все настойки, какие только могли, болтали с местными. А ночью начались сюрпризы: звуки коров, лосей, лошадей и в довершение — визит деревенских пацанов, которые решили немного попинать палатку. А еще вечером запретили разводить костер — пожароопасно и всё тут!
13 день | 17 км
дер. Лопшеньга – дер. Яреньга

Проснулись в 8:00. Жара. Маша пошла купаться. До Яреньги шли берегом. Пробовали идти лесом, дорога широкая и вся в горячем зыбучем песке. Чуть поодаль параллельно вьется тропинка по еловым иголкам.

К 15:00, пройдя 12 км, вышли на расчудесное место: справа от моря холм со столом и аккуратными елочками-занавесками, лодка, песок. Как на пасторальном пейзаже. Маслом. Небольшая закрытая избушка, печка, сложенная из кирпичей. Феерично-прекрасный супец с видом а море, под ногами брусничный ковер. Заточили конфет, пошли плавать. Берег хороший, вода низкая, теплая, в медузах. Солёные вылезли, сушились. Плавать пошел даже Дима, правда и в штанах и в футболке. Не забыть того настроения, и солнца, и соли.

В 18:00, как ленивцы, помыли посуду, пофоткались в лодке и поплелись вдоль моря дальше. Деревню уже было видно, оставалось меньше пяти километров.

Справа от моря — песчаные дюны шести метров засыпаны обглоданными бревнами, как великаньими костями. Кое-где пришвартованы лодки разных мастей. Уже видны сараи — серебристые короба в песке, до деревни распластана песчаная пустыня с ржавьём: трактора, гусеницы, бочки, цилиндры. Песок в сандалиях, на лице.
По дороге два высоких деревянных креста, позже узнали, что стоят на месте сгоревших церквей. Снова безумный ультрамарин и бирюза на выгоревшем дереве. Деревня по обе стороны неглубокой реки, большая, обжитая, холмистая. В центре — мост на высоких стройных опорах, около него — желтый потертый колокол.

Пришли в деревню в золотом вечернем свете, с длиннющими тенями на песке. Такой и запомнилась последняя деревня — золотая, ржаво-травянистая. У магаза пацаны залихватского вида — пиво-море-мотики. Продавщица милейшая, разговорились, подсказала, как добраться до большой земли. Купили шампанского!

Пошли по деревне гулять, смотреть место под палатку. Взобрались на холм: деревня окружена рекой и морем, низкие заборы-доски, сердце поет. Спустились к магазину за рюкзаками и холодным шампанским, по дороге нас зацепил директор краеведческого музея — наказал посетить. Пошли к реке на берег готовить ужин и о чудо!!! — встретили Наталью. Пожалела нас, пригласила к себе домой на ужин и на ночь. Дима ликовал, мы с Машей тоже.
В музей в предвкушении ужина сгоняли очень быстро: впопыхах рассказ о бересте, о сосновом корне, осиновых кадушках, про лапти, вышивку и платья, про традиции свадеб. Вышивка красная с черным обережная — борьба добра и зла. Красного всегда больше.

Кровать с перинными подушками, точеные вручную ножки. Мебель рубили без единого гвоздя – мебель тяжелая, на века. Посуда вырублена из капа, из липы, из корней. В предбаннике музея – промысловые инструменты, многие подписаны: автор, год, для кого сделано.

Пошли наконец к Наталье и Альберту. Картошка, салатец, укроп, чай с морошковым вареньем, сладчайшим. Поговорили, по телеку посмотрели новости с большой земли — полный мрак. Изба большая, печка объединяет кухню и спальню, от кухни дверь в просторную холодную подсобку. Еще две комнаты справа от крыльца, много фотографий. Наталья хозяйственная, опрятная, по-суровому гостеприимная и разумная. Альберт высокий, сутулый, тихий, курит. В доме все добротное и чистое.
14 день | 21 км на пароме + 135 км на машинах
дер. Яреньга – дер. Луда – г. Северодвинск

После завтрака пошли снова к пустыне-ржавчине. Фоткали красоту, вязли в песке, ушли к морю. Сонные. Дворы домов спускаются к реке, много лодок. Между рекой и морем коса с сараями. Ближе к одиннадцати пошли к Наталье и Альберту прощаться.

Сели в уазик, поехали вдоль моря, затем по лесной дороге. К двенадцати были на мысу. Купалась Маша одна и вволю. Мы с Димой ужарились на солнце с конфетами и пряниками. Поболтали с семьей из Калининграда, с пацанами на мотиках, а потом пришел катер и забрал нас с мыса. Катер был бел и превосходен. Капитан слушал шансон, на катере мы были вчетвером. Открыли шампанское. Счастью не было предела.

Шли до Луды около двух часов. Затем на машине до моста, пешком километр, в кузове трактора до деревне Уна. На асфальтовой дороге Дима почуял дух автостопа, не останавливаясь шли без обеда. В четыре нас подобрал грузовик до Северодвинска. Вылезли у палатки с арбузами пыльные как мешки с картошкой.